Программируем болезнь

«Надень шапку, а то ушки заболят», «Промочил ноги — заболеешь», «Не пей холодное — ангину схватишь!» Опасения родителей вполне понятны, ведь, предостерегая, они заботятся о здоровье своего ребенка. И об опасности предупреждают, чтобы дети не болели. Но все равно болеют. Так давайте подумаем, происходит это, НЕСМОТРЯ НА предупреждения, или, в какой-то степени, БЛАГОДАРЯ им?


Волков бояться — в лес не ходить

Не секрет, что дети во многом берут пример с родителей — и в том, чего и как бояться, тоже. Наверное, вам не раз приходилось видеть: упав, ребенок не спешит плакать, а сначала посмотрит на маму. И если на ее лице он увидит ужас, то тут же пускается в рев. А если родители спокойны, то встает и идет дальше. Поэтому необходимо иметь в виду, что размеры детских бед (и болезней в том числе) во многом зависят от нашей с вами реакции.
Да, дети неопытны и многого не знают. И задача взрослых дать им знания, которые смогут уберечь от беды. Но тем внимательнее мы должны быть к собственным словам, чтобы предостережение не превратилось во внушение неизбежных болезней. Ведь на самом-то деле, мокрые ноги и холодная вода автоматически к болезни не приводят. Наверное, многие в школьные годы пытались заболеть в «нужный» момент. И какие только экзекуции над собственным организмом не проделывались: снег, сосульки, ледяная вода... А результат, как правило, нулевой. Та же ситуация и с расстройством пищеварения, от которого чаще всего страдают те, кому повсюду мерещатся микробы.
Никто не спорит, что ребенок должен мыть руки перед едой — регулярно и сознательно, то есть, понимая, почему и зачем он это делает. Но нормы гигиены не должны быть средством запугивания. Ребенок не должен жить в страхе неотвратимых болезней. Поэтому, приучая ребенка к здоровому образу жизни, постарайтесь не забыть следующее.
1. Предпочтительнее говорить о здоровье, а не о болезни. Так, вариант «Промочишь ноги — заболеешь» неприемлем, поскольку внушает неизбежность заболевания. Поэтому лучше сказать: «Чтобы быть здоровым, ноги нужно держать в тепле».
2. Не следует называть ребенка больным, если он плохо ест или капризничает.
3. Главное — научить ребенка сохранять здоровье, а не избегать болезней.

Не пугай меня, мама!

Почему же так часто используются «страшилки» в процессе воспитания? Очевидно, в силу их необычайной эффективности. Помню, как отец мне рассказывал, что в его послевоенном детстве был такой случай: как-то раз их, пацанов, силой притащили смотреть на изуродованный труп одноклассника, который экспериментировал со снарядами и костром. Такое запоминается надолго. Может быть, именно это зрелище и спасло остальных мальчишек от подобных «экспериментов».
Сейчас мирное время, и шанс найти патроны или снаряды не так уж велик, но хорошо, если газ и электричество в определенном возрасте будут вызывать у детей страх. Например, многих любопытных мальчишек может надолго отвадить от розеток удар током — не смертельный, но чувствительный. Запомните: страх полезен только в исключительных случаях! А вот все, что не несет непосредственной угрозы жизни, страх вызывать не должно.

Что посеешь...

К сожалению, многие родители запугивают своих детей вполне сознательно, чтобы тихий, плаксивый, недоверчивый малыш стал максимально «удобным». Чтобы не отпускал маму ни на шаг от себя, боялся незнакомых людей и собак (даже безобидных); боялся бегать, ходить по лестнице, не говоря уже о лазанье по деревьям. На определенном этапе маме с таким ребенком легко. Страх, как «электропастух», никуда ее ребенка не пустит, не замучает бесконечными «почему?», так как окружающий мир вызывает у таких детей боязнь, а не интерес. Жизненное пространство сужено до предела, и, конечно же, за ребенком легко уследить. Но на самом деле легкость и беспроблемность воспитания страхом только кажущиеся. Запугивание чревато в будущем либо бунтом небывалой разрушительной силы, либо такой формой паразитизма, что родители еще не раз пожалеют о том, что сделали мир ребенка столь замкнутым.

Это сладкое слово свобода!

Еще одна причина запугивания детей — неуверенность родителей в себе. Причем страх, что ребенок может в чем-то превзойти родителей, выйти из-под контроля, взрослыми даже не осознается. В качестве иллюстрации возьму сюжет из книги Э. Берна «Люди, которые играют в игры».
...Вот официантка, ловкостью и изяществом которой нельзя не восхищаться, виртуозно лавирует между столиками с подносом, заставленным всякой всячиной. Тут в зал входят ее родители, мать неотрывно следит за дочерью и не может сдержать возглас: «Осторожно!» Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы предугадать дальнейшее. Конечно, все летит на пол...
Что случилось? У дочери сработал условный рефлекс, который мать вырабатывала годами, говоря дочери: «Ты растяпа, у которой все валится из рук. Осторожно, ты можешь все разлить, уронить, разбить и т. д.» И сейчас одно лишь знакомое слово мгновенно превратило ловкую официантку в неуклюжую маленькую девочку, которая так боится что-нибудь разбить.
К сожалению, детям слишком часто приходится слышать от своих родителей: «Ты ошибаешься, не справишься, у тебя не получится и т. д.» И это отнюдь не злой умысел, а лишь проявление заботы и желание предостеречь. Но тем не менее при таком подходе очень часто дети становятся неудачниками, потому что все детство живут в страхе неудачи. А страх еще никого не сделал свободным.

Парадокс бревна

Почему праздничная скатерть и нарядная блузка обязательно будут в пятнах, а на повседневную одежду мы пятен не сажаем? Почему неумелый велосипедист врезается именно в тот столб, который так старается объехать? Всему виной страх! Мы боимся испачкать белое и нарядное, поэтому и пачкаем. И велосипедист боится врезаться... Так срабатывает «парадокс бревна». Суть его в следующем.
1. Бревно лежит на земле. Мы проходим по нему легко, не задумываясь, потому что даже мысль о падении и в голову не приходит. Падать-то некуда! Поэтому и идем смело.
2. Бревно на высоте 1,5 метра. Падение сразу стало возможным, хотя бревно не изменилось, не стало более узким или скользким. И мы уже идем покачиваясь, с трудом сохраняя равновесие.
3. Бревно на высоте 5-го этажа. Даже пытаться не стоит — сорвемся и упадем. А почему? Ведь бревно то же, что и на земле, ничуть не изменилось. Но изменился человек! У того, кто на высоте 5-го этажа глянет вниз, невольно возникнут мысли: «А если сорвусь?» Так возникает образ падения. И сознание активно борется с этим страшным, но возможным исходом: «Этого не случится, потому что этого не должно быть». А подсознание переворачивает все с ног на голову: «Этого не должно быть, значит, это может случиться».
Человек знает, что может пройти по этому бревну, но не верит. Не верит, потому что боится, или боится, потому что не верит? В любом случае страх возвел перед ним непреодолимую преграду. Ведь когда бревно лежало на земле, то он шел по нему легко и раскованно, не теряя равновесия именно потому, что не боялся упасть, не думал о падении, не боролся со своим страхом, а просто шел.

Почему приметы сбываются?

А теперь вспомним о любимых многими приметах и о спровоцированных суеверием страхах. Кто-то боится принять в подарок тапочки, носовой платок или нож; кто-то боится вернуться домой за чем-нибудь забытым, боятся пустых ведер, черных котов и т. д. Я не буду уверять, что приметы не «срабатывают». Срабатывают, и еще как! Только виноваты во всем не черные коты, а наши собственные страхи и неумение избавляться от «черных» мыслей.
Вот почему открытым и спокойным людям, как правило, сопутствует удача, а подозрительным и недоверчивым все время не везет. Ведь чем сильнее человек чего-нибудь боится, тем больше вероятность того, что это страшное произойдет именно с ним. Поэтому давайте приложим все силы к тому, чтобы в нашей жизни и в жизни наших детей было поменьше бесполезных страхов, болезней и неудач.

Комментариев нет:

Отправить комментарий